Тбилиси, 9 февраля, ГРУЗИНФОРМ. Перспективы вступления Грузии в Организацию Североатлантического договора, после некоторого спада на волне грузино-российской войны 2008 года, начали в последнее время проясняться. Недавно НАТО внесла коррективы в свою риторику в отношении Грузии, впервые назвав ее "претендентом" наряду с некоторыми балканскими государствами. А американские власти отметили, что Грузия добилась "существенного прогресса", и этот факт следует признать на следующем заседании альянса, который состоится в мае в Чикаго» - с этого начинается публикация «EurasiaNet», касающаяся перспектив вступления Грузии в НАТО.
Представитель оборонного ведомства, на которого ссылается автор статьи на сайте «EurasiaNet», имеет целый ряд соображений по этому поводу (которые не удалось уместить в одной статье). План действий по членству в НАТО (ПДЧ), этот Святой Грааль и заветная цель для Грузии, - не вариант. Этот вопрос не будет даже обсуждаться на саммите: не забывайте, майское заседание приходится на год, когда в стране должны пройти выборы. "Это вопрос внутренней политики США, так что саммит должен выглядеть достойно. Нам не нужна драка между нами и немцами, как это было в 2008 году, или противостояние прогрузинского лагеря с лагерем не слишком горячих сторонников Грузии. Нам этого не нужно. Так что грузинский вопрос в полный рост подниматься не будет", – сказал этот чиновник.
Тем не менее, отношения между Вашингтоном и Тбилиси улучшаются и США благодарны Грузии за конструктивный подход по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию. "Так как же нам продемонстрировать Грузии, что мы ценим их конструктивный подход, и как-то отблагодарить, не жертвуя при этом окончательно нашей политикой "перезагрузки" с Россией?» – задается вопросом чиновник. Какие формулировки надо изобрести, чтобы помочь Грузии, поддержать ее в ее устремлениях, не отказаться от установок бухарестского саммита? Вот что пытается сейчас решить администрация".
Возможно, будет предпринят какой-то символический, но не имеющий особого практического значения шаг: "Какие можно придумать формулировки, чтобы поднять статус, не производя при этом никаких коренных изменений? Взять комиссию Грузия-НАТО и добавить к ней что-нибудь, сделать еще что-то, что не было сделано, чтобы показать наличие прогресса? Внести изменения в Ежегодную национальную программу и включить в нее нечто, что еще не было включено? Вот это сейчас и пытаются реализовать".
Представитель Госдепа, с которым я беседовал по данному вопросу, разделяет это мнение, но, на его взгляд, главный упор сейчас делается не на то, чтобы умиротворить Россию, а на то, чтобы не обидеть союзников по НАТО. Символическая подвижка, призванная показать наличие прогресса – "небольшая цена в плане наших отношений внутри альянса", - отмечает чиновник. Россия же не особенно озабочена предпринятыми шагами, добавляет он.
И все же подобного рода вещи имеют значение в контексте российской внутриполитической жизни. Российский президент Дмитрий Медведев в своей беседе с журналистами остановился на этом, пусть незначительном, потеплении взаимоотношений отношений между Тбилиси и Вашингтоном и громко предостерег Саакашвили от дальнейшего вторжения на территорию Абхазии и Южной Осетии:
"Сейчас российские военные базы в таком состоянии, что они способны самым мощным образом защищать интересы двух этих небольших государств и, соответственно, российские интересы. Там достаточно вооружения различного, которое способно нанести любому захватчику несоразмерный ущерб и они это понимают, и даже безумный Саакашвили это понимает", - заявил Медведев на встрече со своими сторонниками в подмосковной резиденции "Горки".
Медведев выступил с этим заявлением после того, как один из участников встречи с сожалением посетовал, что хоть после августовской войны 2008 года Россия и сумела добиться международного "неофициального эмбарго на поставку вооружений" Грузии, ситуация теперь меняется и Грузия "начинает закупать оружие по всему миру". Высказываются различные домыслы по поводу заключения некоего компромисса - добавил этот участник: мол, Россия закрывает глаза на перевооружение Грузии, а в обмен Грузия дает добро на вступление России в ВТО". Что же говорится за закрытыми дверями, остается только догадываться.