ПУБЛИКАЦИИ
Арно Хидирбегишвили: «Глубинное государство» - угроза не только грузинской власти, но и российским соотечественникам

   В Тбилиси уже вторую неделю ждут ответа из Вашингтона – как известно, 1 сентября президент Грузии Михаил Кавелашвили обратился с Открытым письмом к президенту США Дональду Трампу, в котором жалуется на отсутствие «должного, логического внимания» к Грузии со стороны его администрации «при полном совпадении ценностных ориентиров между правительствами» Грузии и США, что вызывает «недоумение грузинского общества» на фоне «направленных на дестабилизацию грубых действий Deep State», за которыми «пассивно наблюдает» администрация Белого дома.

   Чем было продиктовано Открытое письмо президента Грузии? Прежде всего, надо отметить, что в Грузии эпистолярный жанр - Открытое письмо - всегда пользовался популярностью. Даже председатель парламента Зураб Жвания в самый напряжённый момент, предшествующий «Революции роз», обратился с Открытым письмом к президенту Эдуарду Шеварднадзе, администрация которого находилась в нескольких сотнях метров от здания Парламента. Автор Открытого письма, как правило, прибегает к этой «крайней мере», чтобы предупредить адресата о различных рисках и недостатках, возникших из-за упущений последнего. Причем предупреждает публично, чтобы впоследствии, если его худшие опасения сбудутся, быть к этому непричастным: мол, я заблаговременно предупреждал, но услышан не был. Это и было «нагрузкой» письма Жвания президенту Шеварднадзе, с которым он без проблем общался по телефону и бывал у него дома, в Крцаниской резиденции.

   Письмо президента Грузии Михаила Кавелашвили, конечно же, искренне, да и нагрузка его понятна – продемонстрировать всему миру, что страна по-прежнему стремиться к стратегическому партнёрству с США и её евроатлантический курс изменений не претерпел. Но подобных прецедентов - чтобы руководитель какого-либо государства обращался к президенту США с Открытым письмом - я что-то не припомню … Потому что какими бы благими намерениями, даже с целью превенции, ни были продиктованы эти письма, они чаще всего вызывают естественное недовольство, а не благодарность адресата за критику, которого при всех учат уму-разуму, указывают на ошибки и этим «загоняют в угол». На месте президента Грузии я бы воздержался обращаться с Открытым письмом к руководителю такого уровня, как президент США, дабы не вызвать гневной реакции перед самыми выборами в органы местного самоуправления в Грузии.

Необходимо учитывать, что Трамп, как известно, эмоциональный и амбициозный человек, не терпящий критики в свой адрес, тем более публичной. Поэтому реакция на письмо президента Кавелашвили будет, скорее всего, отрицательной, чем положительной, если последует вовсе. Шансов, что он оценит искренность коллеги из далёкой солнечной Грузии, думаю, не много. Тем более, что совершенно недавно, в мае с.г., такое же, только более обстоятельное Открытое письмо Трампу написал премьер-министр Грузии Ираклий Кобахидзе, которое экс-посол США в Грузии Робин Даниган назвала «оскорбительным, несерьезным, содержащим угрозу и крайне плохо воспринятым в Вашингтоне». А обсудить ответ, последовавший от госсекретаря Марка Рубио, не получилось из-за отказа усредителя правящей партии Бидзины Иванишвили – мол, я не состою на госслужбе, я ушёл из политики и нахожусь под американскими санкциями как частное лицо, поэтому я – несоответствующая сторона для обсуждения, в беспристрастность которого – под большим вопросом.

   Отрицательный пиар-эффект никем в Тбилиси учтён не был: сам факт, что руководители Грузии пишут Открытые письма президенту США, свидетельствует о том, что у грузинской власти нет лоббистов в Вашингтоне, что очень радует радикальную оппозицию. Напомню, что лидер оппозиции Саакашвили тратил и продолжает тратить миллионы украденных у государства долларов на западных лоббистов. А радикальная оппозиция – это ярые русофобы, которые, в случае прихода к власти и расправившись с правящей партией «Грузинская мечта», примутся за всех инакомыслящих – то есть, за соотечественников России в Грузии и всех, кто выступает за диалог и урегулирование отношений с Российской Федерацией. Собственно, они и не скрывают, что выдворят из Грузии всех россиян – как туристов, так и прибывших на временное, или постоянное место жительства.

   Следующий фактор, о котором я не раз напоминал в своих публикация, телеинтервью и на пресс-конференциях, что во время первого президентского срока Трампа в Грузию почти два года не назначали американского посла, потому что Грузия: 1 – мало интересует Трампа, который считает ее зоной российских интересов. исходя из геополитических реалий; 2 – потому что Грузия ассоциируется у Трампа с Саакашвили, который хотел его обмануть, втянуть в опасную авантюру, и даже подсовывал ему своих секретарш – участник конкурсов красоты.

   Есть и другие причины, по которым положительная реакция из Вашингтона на Открытое письмо из Тбилиси маловероятна. Дело в том, что граждане Грузии окончательно запутались в различных модных терминах. "Deep State" («Глубинное государство») в его классическом понимании – это тандем госчиновников (в том числе сотрудников спецслужб, правоохранительных органов, судей и прокуроров, местных властей, военных), а также связанных с государством промышленников, банкиров и журналистов, которые являются тайными оппонентами действующей власти и действуют вразрез с ней, используя имеющиеся у них богатые ресурсы. Оппозиция «Глубинным государством» не является, потому что открыто противостоит власти.

   Кавелашвили в своем письме имеет в виду, что вышеуказанный классический «Deep State» и «Друзья Грузии»- тематической группы в Конгрессе США, авторы "Megobari Act", а также государственные американские фонды спонсируют иностранных агентов в Грузии (гражданский сектор и радикальную оппозицию) с целью свержения действующей законной власти. Позвольте, но Трамп аннулировал USAID и сегодня основные средства поступают неправительственным организациям из Европы, в том числе - через посольства ведущих европейских стран. Грузинская власть, правящая партия «Грузинская мечта» имеет все законные рычаги, чтобы пресечь диверсионные действия по подготовке госпереворота, поэтому просить у Трампа помощи перед местными выборами в Грузии, думаю, излишне – президенту США Дональду Трампу негоже вмешиваться в отношения власти и оппозиции в Грузии и такая просьба может быть им понята превратно. В Армении и Азербайджане вообще нет оппозиции, а в демократичной Грузии власть за 13 лет не позаботилась о создании конструктивной оппозиции, вместо которой сегодня имеет легион «революционеров» - иноагентов, прошедших боевую подготовку в партии Саакашвили «Нацдвижение» и лагерях Сороса типа «Отпор».

   Более того: чтобы Грузия и страны, близкие ей по рангу, были услышаны фигурой такой величины, как Трамп (который не будет разбираться в тонкостях внутренней грузинской «кухни»), нужен рекомендатор, ходатай. Как бы парадоксально это ни звучало, для Грузии таким ходатаем может стать Россия. Если бы президент Путин сказал пару слов президенту Трампу, что конкретные американские силы – «Deep State», которые 4 года портил ему кровь, обвиняя в связях с Кремлём! - сейчас мутят воду в граничащей с Россией Грузией, Трамп не оставил бы его слова без внимания. А для этого руководство Грузии должно было сначала обратиться к Путину, а не писать Трампу Открытые письма.

   Как обратиться к Путину в условиях отсутствия дипотношений – не тема для обсуждения в прессе; очень надеюсь, что «наверху» - в курсе. Но просить Трампа, чтобы США после Байдена «перегрузили» отношения с Грузией и восстановили с ней стратегическое партнёрство «с чистого листа», Путин, конечно же, не будет. Например, армянский премьер Пашинян долго и безуспешного пытался попасть в Белый дом, но Трамп принял его вместе с президентом Азербайджана Алиевым только после того, как подключились рекомендаторы. Наверное, излишне уточнять, о ком речь и кому это было выгодно в первую очередь.

Арно Хидирбегишвили,
генеральный директор и главный редактор Грузинского информационно-аналитического агентства «ГРУЗИНФОРМ», директор Центра безопасности, стратегического анализа и информационной политики

8 сентября 2025 года
Грузия, Тбилиси